Храм Христа Спасителя

Читать отзывы 0
Добавить отзыв
Храм Христа Спасителя
+8 (495) 637-12-76
г. Москва, ул. Волхонка, 15
Год постройки: 1837 г. Возраст: 182 лет.
В честь победы русской армии над французами в Отечественной войне 1812 года император Александр I приказал построить храм Христа Спасителя в Москве. Автором лучшего проекта был признан Карл Витберг.
Средняя оценка
0
На основании 0 оценок
Читать отзывы 0

Храм открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00. В понедельник храм работает с 13:00 до 17:00.

Добраться до храма можно следующими способами:

  • доехать на метро до станции «Кропоткинская»;
  • воспользоваться автобусами № 15 (остановка «Кропоткинская»), № 255 (остановка «Храм Христа Спасителя»), № М3 (остановка метро «Кропоткинская»), № М33 (остановка «Пречистенская набережная»).

Храм Христа Спасителя в Москве построен в благодарность Богу за победу в Отечественной войне. Собор продолжает традиции русского православия — возведение обетных церквей после благоприятного исхода военных действий. История храма непростая: менялось место строительства, собор был разрушен и восстановлен вновь. В разное время его архитектура вызывала осуждение и критику современников. Тем не менее, в настоящее время собор играет важную роль в духовной и культурной жизни русского народа.

Идея создания

Рисунок 1. Проект храма Карла Витберга, утвержденный императором Александром I
Рисунок 1. Проект храма Карла Витберга, утвержденный императором Александром I

Идея строительства храма-памятника принадлежит Петру Кикину — генералу и сподвижнику императора Александра I. К реализации идеи приступили сразу же после окончания войны с французами. В сознании большинства людей одержанная за 6 месяцев и 2 дня победа над наполеоновской армией иначе как чудо не воспринималась.

В русской истории известны случаи возведения обетных храмов на месте сражения с противником в знак благодарности Спасителю за благополучный исход битвы и в память о погибших воинах. Создание кафедрального собора — это попытка продолжения древнерусской духовной традиции.

Был объявлен международный конкурс на лучший проект храма. Около 40 архитекторов представили свои работы на императорский суд. Автором лучшего проекта был признан Карл Витберг. На тот момент молодому человеку было 28 лет, и он не имел соответствующего опыта.

Витберг был масоном, и его проект носил глубоко символический характер. Молодой художник планировал построить трехъярусное здание, где:

  • нижняя часть — это олицетворение загробного, хтонического мира;
  • средняя часть — земная жизнь человека;
  • верхняя часть — олицетворяла духовность.

Здание собора должно было всем своим видом воплощать главную идею молодого художника — единение Бога с человеком.

Храм на Воробьевых горах

Первоначальным местом строительства обетного храма были выбраны Воробьевы горы. Причин на это было две:

  • Личная симпатия императора Александра I. Он считал это место «короной Москвы».
  • Историческая обусловленность. Две дороги к собору — Смоленская и Калужская сначала привели французов в Москву, а затем и вывели из столицы.

12 октября 1817 года состоялась первая закладка храма в присутствии первых лиц императорского двора и духовенства. Однако закончить строительство молодому архитектору не удалось. На протяжении 7-летнего периода не был завершен даже начальный этап стройки. При этом было потрачено, по данным официальной документации, 4 млн рублей. Неофициальные источники свидетельствовали о трате 16 млн рублей.

По обвинению в растратах Витберга сослали в Вятку, конфисковав имущество.

Интересно! Многие историки сходятся во мнении, что Витберг был виновен только в отсутствии должного опыта. Он не вел учета и контроля денежных средств. Ссылка молодого художник была короткой, а его проект был позже использован при строительстве храмов в Перми и Тифлисе.

Храм на Волхонке

Рисунок 2. Проект храма Константина Тона
Рисунок 2. Проект храма Константина Тона

После суда над Витбергом была создана новая проектная Комиссия. Группа профессиональных архитекторов и инженеров доложила императору, что Воробьевы горы неподходящее место для строительства. Это связано с неустойчивостью почвы, чтобы добраться до твердого основания, пришлось бы понести серьезные финансовое издержки.

Руководителем нового проекта был назначен Константина Тон. Императору Николаю I нравился русско-византийский стиль, в котором работал архитектор. Район Волхонки был определен под застройку. Выкупленные постройки были снесены, в том числе Алексеевский женский монастырь.

Интересно! Существует предание, согласно которому игуменья, недовольная сносом исторических зданий, прокляла строящийся храм.

Этапы строительства собора на Волхонке:

  • 1837 г. — закладка фундамента;
  • 1841 г. — возведен цоколь;
  • 1849 г. — закончено строительство свода большого купола;
  • 1860 г. — завершены фасадные работы;
  • 1881 г. — благоустроена площадь перед храмом и набережной;
  • 1883 г. — торжественное освещение собора.

Здание собора было негативно оценено многими современниками. Некоторые посчитали его неталантливой копией Тадж–Махала в Индии.

Собор в годы советского режима и ВОВ

Рисунок 3. На месте разрушенного собора был выстроен открытый бассейн «Москва»
Рисунок 3. На месте разрушенного собора был выстроен открытый бассейн «Москва»

Революция 1917 года не прекратила работу собора. Однако постановление 1918 года, согласно которому прекращалось финансирование церквей, сильно повлияло на его деятельность. Было создано Братство помощи собору Христа Спасителя. Его силами удалось:

  • провести временное электричество в здании;
  • отремонтировать ризницу;
  • организовать читальню.

В 1922 году правительством было решено снести собор. Его дважды подрывали, обломки разбирали целых полтора года. В 1935 году начались строительные работы по возведению Дворца Советов. К 1939 году был закончен фундамент, который в военные годы разобрали до самого основания. Его части пошли на изготовление боевого орудия.

С 1960 по 1994 год на месте снесенного собора работал открытый бассейн.

«Судьба храма Христа Спасителя», сюжет РИА Новости:

Воссоздание кафедрального собора

Рисунок 4. Внутреннее убранство собора
Рисунок 4. Внутреннее убранство собора

В 1988 году активисты выступили за воссоздание исторического здания храма. Был создан фонд по сбору средств.

Над проектом восстановления кафедрального собора работал, в том числе знаменитый скульптор Зураб Церетели. Церетели внес существенные корректировки во внешний облик здания: принятые им решения вызвали резонанс и неодобрение в обществе. Снаружи историческое здание изменило первоначальный облик. Заключительные работы состоялись в 1999 году.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года было совершено первое рождественское богослужение. Летом 19 августа собор был освещен. В 2004 году сюда были перевезены мощи святителя Филарета из Троице-Сергиевой Лавры.

Как добраться до собора Христа Спасителя в Москве

Адрес храма Христа Спасителя в Москве: улица Волхонка, 15.

Телефон для справок: 8(495)637-12-76.

Добраться до храма можно следующими способами:

  • доехать на метро до станции «Кропоткинская»;
  • воспользоваться автобусами № 15 (остановка «Кропоткинская»), № 255 (остановка «Храм Христа Спасителя»), № М3 (остановка метро «Кропоткинская»), № М33 (остановка «Пречистенская набережная»).

Храм открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00. В понедельник храм работает с 13:00 до 17:00. Расписание богослужений и служб можно узнать на официальном сайте храма.

0 отзывов о храме
Добавить отзыв
Войти с помощью: