История и структура Покаянного канона Андрея Критского

В дни Великого поста в православных храмах читается один из самых длинных канонов – канон Андрея Критского. Он призван настроить верующего человека на покаяние и очищение от всех грехов.

Андрей Критский

Покаянный канон Андрея Критского — православное церковное песнопение, которое исполняется во время Великого поста. Оно входит в состав богослужений на первой и пятой седмице.

Об авторе

Рисунок 1. Автор
Рисунок 1. Автор

Этот канон написал Андрей Критский. После смерти он был причислен к лику святителей.

Так в православии называют епископов, которые были известны своей святой жизнью и трудами во славу Господа и привели многих к христианской вере. Именно таким пастырем был автор канона.

Священник Андрей Критский отличался большим смирением и скромностью. И поэтому многие богословы считают, что работая над своим произведением, он не думал создавать серию молитв для богослужений. Эти исследователи полагают, что праведник создавал канон только для того, чтобы читать его самому, молясь келейно, наедине с самим собой. Сторонники этой гипотезы в качестве доказательства приводят тот факт, что это произведение было одним из первых в своём жанре.

Не случайно Андрея Критского называют основоположником богослужебного канона. Однако существует и другое мнение, согласно которому святитель Андрей целенаправленно писал тексты именно для церковной молитвы.

Покаяние

Рисунок 2. Молитва
Рисунок 2. Молитва

Пост в христианстве — время, когда человеку следует отвлечься от мирской суеты и обратить свои взоры внутрь себя, на свою душу, вспомнить о её бессмертной природе. А это невозможно без молитвы и покаяния.

В святоотеческой литературе можно встретить слова о том, что исповедь — это не только понимание своей греховности. Настоящее покаяние невозможно без душевного переживания. Настроиться на него помогает Канон Андрея Критского.

В самом его начале приводится молитва, в которой верующий, обращаясь к Всевышнему, раскаивается в своей духовной немощи. Он сожалеет о том, что его вера ничтожна по сравнению с той, которой обладали древние праведники.

Пояснения к тексту

Рисунок 3. Исповедь
Рисунок 3. Исповедь

Покаянный канон Андрея Критского один из самых длинных в православных богослужениях. Он состоит из более чем 250 песней. В каждой из которых вспоминаются исторические личности, о которых написано в Ветхом Завете. Причём автор говорит как о праведниках, так и о грешниках. Например, в качестве примера человека сильной веры он приводит Авеля, а его брат, Каин — это отступивший от Бога гордец.

В толкованиях к этому канону обычно говорится, что Андрей Критский даёт верующим эти примеры не случайно.

Важно! Каждый христианин нуждается в том, чтобы осознать свои грехи и искренне покаяться в них. Но, он должен найти и светлые стороны собственной души.

Не для того чтобы возгордиться, но чтобы поверить в свои возможности, увидеть ту чистоту, к которой нужно стремиться.

В этом верующему помогут примеры святой жизни, которую вели ветхозаветные праведники. Душа человека, несомненно, откликнется, услышав о силе веры некоторых из них. Негативные же примеры помогут найти в себе грехи и задуматься над исправлением жизни.

Важно! Этот канон один из самых длинных.

Не зря его называют Великим Покаянным каноном. В первые четыре дня Великого Поста он читается не полностью, а частями. Так верующие постепенно приобщаются к покаянию, которое обязательно должно присутствовать в жизни христианина, а в эти дни в особенности.

Отрывок из Покаянного канона:

Ирмос: Помо́щник и Покрови́тель бы́сть мне́ во спасе́ние; се́й мо́й Бо́г, и просла́влю Его́, Бо́г отца́ моего́, и вознесу́ Его́, сла́вно бо просла́вися. Исх.15:1-2.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Отку́ду начну́ пла́кати, зря́ще дея́ния безу́мной мое́й жи́зни? Ко́е нача́ло ны́не положу́, Христе́, рыда́нию сему? Но Ты, я́ко милосе́рдый, пода́й мне́ прегреше́ний оставле́ние?1)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Прииди же́, окая́нная душе́, со пло́тию твое́ю и Созда́телю все́х испове́ждься, и отступи́ от пре́жняго безу́мия, и принеси́ ты́ Бо́гу сле́зы покая́ния.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ада́ма первозда́ннаго преступле́нию подража́вше, отдали́лся аз от Бо́га и отпа́л от благода́ти, лиши́лся ве́чнаго Ца́рствия и ра́достей его́, грехо́в мои́х ра́ди. Быт.3:6-7.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Увы́ мне́, несча́стная душе́ моя́! Но́ ты и пе́рвой Еве подража́ла, и́бо на пло́д воззре́вше, ты дре́ву необду́манно прикосну́лась и сне́дь без тре́пета вку́сила, и го́речию его испо́лнилась. Быт.3:6.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Вме́сто Евы пе́рвыя ожила́ во мне́ «Ева мы́сленная» — плотско́й стра́стный по́мысел, ви́дом прия́тный, но по вкуше́нии, го́речию отравля́ющий.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ада́м пра́ведным судо́м и́згнан был из Эде́ма, и́бо не испо́лнил и еди́ныя за́поведи Бо́жия. Но́, о Спа́се, ка́ко же а́з пострада́ю, непреста́нно отверга́ющий все́ Твои́ животво́рныя глаго́лы?

Слава: О Превы́сшая Тро́ице, во еди́нстве Ли́ц почита́емая! Сними́ с мене́ тя́жкое бре́мя грехо́вное и, я́ко милосе́рдая, да́руй ми́ сле́зы умиле́ния.

И ныне: О Богоро́дице, наде́ждо и предста́тельство все́х, Тя́ воспева́ющих! Сними́ с мене́ тя́жкое бре́мя грехо́вное и, я́ко Влады́чица чи́стая, ка́ющагося, приими́ мя́.

Добавить комментарий
Войти с помощью: