Как читать акафист дома и в церкви: правила и последовательность

Изначально термин применялся только к Великому акафисту, посвященному Пресвятой Богородице. Сегодня так называется церковный гимн Господу, Божией Матери, ангелам либо святому (чаще всего). Этот жанр очень популярен у православных верующих.

Как читать акафист

Что такое акафист и когда его читают

Само слово происходит от греческого «akathistos», где «а» – это отрицание, «kathizo» –сидеть. Акафист, простыми словами, – это церковный гимн, во время чтения которого принято стоять. Конечно, во время службы вообще сидеть не принято. Присесть можно лишь в некоторые моменты. Но пожилым, больным людям, беременным женщинам даются послабления.

Святые отцы говорят: лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах

В мае 2018 года Священный Синод принял постановление о том, когда под сводами храма должны звучать акафисты:

  • Субботняя утреня пятой недели Великого поста.
  • Тексты желательно использовать как дополнение к богослужению.
  • Во время крестных ходов, паломничеств и т.п.
  • Допускается использование на малой вечерне, вечерне, повечерии.

Не рекомендует Синод чтение после Литургии, во время Великого Поста (кроме оговоренного случая). Проще говоря, когда именно провести молебен с акафистом, решает настоятель храма. Простому прихожанину разобраться в тонкостях богослужебного устава нереально.

Рисунок 1. Для чтения надо выбирать одобренные тексты
Рисунок 1. Для чтения надо выбирать одобренные тексты

Недопустимо чтение текстов, которые не были утверждены Синодом, не входят в состав официальных печатных изданий. Список одобренных можно найти на сайте Издательского совета РПЦ. В домашних условиях читать можно в любое время за исключением Великого Поста.

Кто пишет тексты

Самый первый был составлен примерно полторы тысячи лет назад в Византии, язык оригинала греческий. Его называют «Великий», или «Похвала Богородице». Авторство приписывается Роману Сладкопевцу, христианскому святому, покровителю церковного пения. Другие молитвенные стихотворные гимны начали появляться столетия спустя.

Авторами текстов выступали разные люди. Среди первых были патриархи Константинополя: Исидор I Вухирас и Филофей Коккин (XIV век). Патриарх Исидор составил акафисты апостолам, святым. Святителю Филофею приписывают тексты, посвященные Воскресению Господню, Всем святым, Живоносному Гробу.

Среди славянских народов религиозные гимны появились лишь в XVI веке, они пользовались популярностью среди униатов (греко-католиков). В Российской империи широкое распространение этот жанр церковной поэзии получил лишь в XVIII в., когда стали появляться все новые образцы. Авторами становились монахи, миряне, священники, архиереи, мужчины, женщины:

  • Святитель Иннокентий Херсонский (1800-1857 ) собрал и отредактировал часть старых акафистов.
  • Десятки гимнов создал харьковский помещик Андрей Ковалевский (1840-1901).
  • Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863-1936) еще будучи студентом написал акафист св. Мефодию и Кириллу.
  • Праведному отроку Артемию Веркольскому составил гимн праведный Иоанн Кронштадтский.
  • Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (1883-1936) тоже был автором религиозных песнопений.
Рисунок 2. Пение акафиста Страстям Христовым в храме
Рисунок 2. Пение акафиста Страстям Христовым в храме

Среди ныне здравствующих авторов известностью пользуются Александр Трофимов и Евгений Храповицкий. Сегодня известны сотни текстов, но официально одобрены РПЦ чуть более 200 из них. В 2018 г. был издан Полный канонический акафистник в пяти томах, на это издание можно ориентироваться. Составитель – Федор Людоговский, священник.

Структура акафиста

Строится гимн всегда по одной схеме. Он состоит из 25 песен, всего 13 кондаков и 12 икосов:

  • Кондак – краткая хвалебная песня, в конце которой воспевается «Аллилуйя» («хвалите Бога»). Имеет древнее происхождение. Ранее кондаки широко использовались, затем их роль уменьшилась.
  • Икос – более продолжительная песнь. Прославляет определенного святого либо некое событие. В каждом икосе по 12 строк, которые начинаются возгласом «Радуйся!».

В первой части обычно повествуется о жизни святого (или обстоятельствах появления иконы, церковного праздника). Вторая является догматической, где в простой форме изложены темы спасения, Боговоплощения и т.д. Популярность акафистов вызвана тем, что тексты их проще воспринимаются верующими, чем богослужебные. Но использовать для молитвы лучше лишь те, что одобрены духовенством.

Рисунок 3. У акафистов и канонов разная структура
Рисунок 3. У акафистов и канонов разная структура

Не всегда верующие понимают, чем отличается канон от акафиста. Первый тоже является разновидностью гимна, посвящается празднику или святому. Но он имеет несколько иную структуру: в нем лишь 9 песен, которые начинаются ирмосом, заканчиваются котовасией. Каноны имеют более широкое богослужебное применение, они постоянно звучат на утрене, повечерии.

Как правильно читать акафисты дома

Посещение богослужений – это важно, но они занимают весьма небольшую часть времени, 2–3 часа в неделю. Христианину обязательно общаться с Господом и на неделе. Многие жалуются на отсутствие времени, но его легко найти, если отказаться от просмотра телевидения.

Чтобы правильно читать акафист, надо подготовиться, как и перед любой другой молитвой. Выключить телефон, телевизор, найти спокойное место, где никто не будет отвлекать. Зажечь лампадку или свечу. Сначала надо произнести молитвенное правило.

Торопиться не следует, надо вдумываться в каждое слово. Многие обращаются к Богу ради исцеления от телесных недугов. Не стоит забывать и о церковных таинствах, в которых происходит прощение грехов. Домашняя же молитва лишь дополнение к ним, заменить евхаристию не может.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

Таблица 1. Расписание чтения на каждый день недели

День недели Вспоминается Какой читается акафист
Воскресенье Воскресение Христово Воскресению Христову
Понедельник Честных Небесных Сил Бесплотных Архистратигу Михаилу

или

Ангелу Хранителю

Вторник Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иоанну Предтече
Среда Страсти Спасителя, память Пресвятой Богородицы Иисусу Сладчайшему

Пресвятой Богородице

Четверг Святых апостолов,
Св. Николая Чудотворца
Апостолам Петру и Павлу

Св. Николаю

Пятница Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня Страданиям Господним

Честному и Животворяшему Кресту Господню

Суббота Всех святых

Поминовение усопших

Всем святым

Пресвятой Богородице

Об усопших

Существует определенная система, по которой у каждого святого есть своя «зона ответственности». В православии множество икон Божией Матери, каждой из которых приписывают определенные свойства:

  • «Умягчение злых сердец» – для примирения враждующих.
  • «Казанская» – от болезней глаз, для победы над врагами.
  • Всем святым – любая нужда.
  • Ангелу-хранителю – болезни, житейские сложности, духовные проблемы.
  • Пророку Илие – бедность.
  • Святому Николаю – об устроении судьбы детей, о сохранности во время путешествий.

Надо понимать, что эта «классификация» носит весьма условный характер. На самом деле обратиться можно к любому святому с любой просьбой. Сначала надо адресовать прошение к Богу и Богородице. Святые же выступают нашими ходатаями перед небесами, помогают донести молитвы грешников к престолу Всевышнего.

Добавить комментарий
Войти с помощью: